На Главную Страницу
Девушка месяца
Художницы
Мурманск
Миссия
Телодвижение


Советы фотографа

Как фотографировать в помещении?
Самая распространенная ошибка в "домашних" фотографиях - неправильно выставленный баланс белого.
Если вы знакомы с графическими редакторами, то сможете исправить ошибку, а если нет - внимательно изучайте настройки перед тем, как сделать кадр. Все современные цифровые камеры имеют интуитивно понятное меню: "Солнышко", "Облачко", "Люминесцентный свет"... Что происходит с изображением при путешествии по этим опциям - можно наблюдать на экранчике. Не ленитесь выставлять правильный баланс белого, иначе вы получите синюшные оттенки на лицах друзей. Впрочем, может, оно так задумано...
Кроме шуток. Многие фотографы намеренно снимают с неверными настройками для большего драматизма.

Еще более распространенная привычка (даже не ошибка) - напрасная съемка со вспышкой. Камера, как мы уже говорили, глупая, чуть ей темно - она рекомендует включить вспышку. Но в этом случае мы теряем очарование полумрака и уют комнаты. Если в помещении нормальное освещение, но фотоаппарат капризничает, отключите вспышку и "поднимите" в меню ISO. Что это значит? ISO - числовой параметр, который регулирует чувствительность матрицы фотоаппарата. Если человеческий глаз сам привыкает к полумраку и начинает различать объекты в темноте, то камере об этом нужно сказать: "Стало темно, вглядываемся быстрее". В солнечную погоду и ночью со вспышкой можно снимать с одинаковыми настройками, выставив число 100. А если вы хотите сфотографировать что-то в полумраке без вспышки и без штатива, поставьте число 400. Можно больше, но, если в помещении ТАК темно, лучше включите вспышку. Ведь чем выше ISO, тем сильнее падает качество изображения: фотография становится менее резкой, появляются шумы.

Как снимать ночные кадры?
При плохом освещении четкие кадры можно снимать несколькими способами: а) со вспышкой; б) со штативом; в) с большим числом ISO. Итак, по порядку! Как правило, дальность действия встроенной в небольшой фотоаппарат вспышки - 4 метра. Причем все, что находится на расстоянии метра, - пересвечивается. Если вы читали наши советы о том, как снимать на пляже, - можете пропустить два следующих абзаца, поскольку речь пойдет о матовом скотче и уменьшении экспозиции на два шага. Продолжим. Вы хотите вечером или ночью сфотографировать своих друзей, которые стоят в метре от вас? Прежде чем сделать это, заклейте окошко встроенной вспышки матовым скотчем. Нет под рукой скотча - подойдут чеки, которые выдают автоматы мгновенной оплаты. Прикрытая вспышка даст рассеянный мягкий свет, который только украсит кадр.
Чтобы немного сократить выдержку (время съемки), можно найти в меню шкалу "Экспозиция", которая находится там же, где выставляется баланс белого. Отодвиньте бегунок влево от нуля на одно-два деления. Что это даст? Фотоаппарат потратит на снимок меньше времени, правда, за счет того, что сделает кадр чуть более темным. Если вы снимаете с рук без вспышки и штатива - уменьшение скорости создания фотографии бесценно.

О штативах
Если камера весит 200 граммов и носится в кармане, вряд ли к ней будет покупаться что-то тяжелое и трехногое. Скорее, карманный трипод или какой-нибудь смешной Camera Bottle Adapter, который накручивается на любую пластиковую бутылку с водой и служит превосходным штативом. Могу рассказать еще один рецепт четких вечерних кадров, которым поделился в свое время знакомый художник. Он носил в кармане веревочный стабилизатор изображения и доставал его в тех случаях, когда надо было снимать без вспышки в наступающих сумерках. Вся конструкция состояла из винта на одном конце длинного шнура и болта - на другом. Винт вкручивался в отверстие для штатива на "дне" фотоаппарата, а болт бросался на землю под ботинок. Вот таким нехитрым образом, натягивая шнур, мой знакомый стабилизировал камеру по вертикали и даже по горизонтали. Ехидство друзей улетучивалось сразу после первого просмотра совместно сделанных карточек.
Впрочем, кто сказал, что ночные кадры должны быть четкими? Очень часто фотографы намеренно дестабилизируют изображение, чтобы получить красивые разводы от фонарей и лампочек. Можно снимать на дискотеках и в клубах с интересным освещением. Многие камеры, которые позволяют корректировать экспозицию, в этом же меню разрешают выставлять выдержку руками, например, 1". За одну секунду многое может произойти: танцевальный партер трижды сменит освещение, а улыбающиеся друзья - состав позирующей группы. Особенно если экспериментировать с принудительно включенной вспышкой: четкий кадр и веселый муар. Это забавно - видео в одном фотокадре.

Пляжные фото. Как сделать их лучше?
В пасмурную погоду к морю выходят только соскучившиеся по южной природе городские жители, которые недавно приехали, а теперь бродят по берегу в закатанных до колена джинсах. Поэтому будем считать, что пляж - это синие просторы до горизонта, однотонный песок и много-много солнца. А много солнца - это много света, который не всегда идет на пользу фотографиям, сделанным на маленькую цифровую камеру. Чтобы получить яркие и контрастные фотографии, достаточно соблюдать несколько простых законов.
Основное правило: не снимайте против солнца! Или снимайте, если: а) у вас в руках зеркальная камера, на объектив которой накручен специальный фильтр; б) радужные блики и белесый градиент на фотографии - намеренный художественный акт. В других случаях лучше потратить несколько секунд, чтобы развернуть себя или объект съемки в правильную сторону. Иначе вы получите на кадрах только темные силуэты. Фотокамера мыслит очень примитивно и при большом количестве света перестает различать нюансы. Свет, тень - и все!
Вторая беда пляжных кадров - пересвеченное изображение. Почему снимки против света - такое частое явление? Потому что освещенные солнцем кадры кажутся еще хуже. Ваша камера делает то, что вы просите: если фокусируетесь на предметах в тени, она пересветит изображение, а если наоборот, то кадр получится излишне темным. Это можно поправить. Найдите в меню шкалу "Экспозиция" (она находится там же, где выставляется баланс белого) и отодвиньте бегунок влево от нуля на одно-два деления. Теперь вы получите красивый кадр. Впрочем, если вы хотите сделать портрет любимого человека, лучше подождать, когда солнце скроет облако. Пусть фотография будет менее контрастной, но портретируемый, во-первых, перестанет щуриться, а во-вторых, не будет иметь на лице теней.
Следующий совет - для увлеченных фотографией. Если контрастные линии на лице и игра светотени - это как раз то, что вы хотите снять, подготовьте свой фотоаппарат к таким световым "перепадам". Купите в магазине матовый скотч, отрежьте от него квадратик и приклейте на окошко вспышки. Если вспышка не встроена в корпус камеры, а открывается специальной кнопкой - взять стоит уже не скотч, а пластиковую баночку из-под йогурта или творожка. Вот таким нехитрым образом вы получите хороший рассеиватель. Теперь, перед тем как сделать солнечный контрастный кадр, принудительно включите на камере вспышку. Она, скрытая скотчем или белым контейнером, сделает мягче тени. Если вы снимаете портрет, поверните человека так, чтобы солнце светило чуть сбоку, создавая красивый рисунок на лице. Фокусироваться в этом случае советуем по освещенным частям лица. Вспышка создаст нужный, как говорят фотографы, "заполняющий" свет, убрав черноту в тенях.

Как лучше снимать портреты?
Для начала дадим два важных совета: а) не экономьте кадры; б) не разбрасывайтесь пространством на фотографии. Портрет - это лицо, глаза, улыбка. Иногда еще плечи и руки человека. И все. Главная ошибка многих нефотографов - невнимательная компоновка кадра. Потолок, стены, улица не должны занимать на получившейся картинке много места... Любой фотоаппарат фокусируется по центру кадра. Сфокусировались на лице - а теперь опустите камеру чуть ниже, чтобы над головой у человека не возвышались километры пустого пространства. Или поверните камеру на 90 градусов и воспользуйтесь зумом - пусть края фотографии располагаются рядом с портретируемым.

Вообще советуем чаще пользоваться зумом, даже если человек находится близко. Почему? Чтобы понять это, достаточно сделать две фотографии одного и того же предмета, который находится в полуметре от вас. Один кадр - с того места, где стоите, а второй - с использованием зума, сделав шаг назад. По идее, должны получиться похожие изображения, но разницу вы увидите сразу. Камера немного искажает пространство, и, если вы не хотите, чтобы портретируемые имели неестественно большой нос, не фотографируйте с близкого расстояния. Правда, сильный цифровой зум "мылит" изображение, так что выбирайте золотую середину.
Что касается экономии кадров, то даже две подряд сделанные карточки получатся разными. Человек вздохнул - и он уже другой. Чем больше фотографий вы сделаете, тем больше шансов, что человек на них хорошо получится. Многие люди не умеют позировать и очень скованно себя чувствуют, когда на них наводят объектив. Но сложно быть зажатым в течение целого часа, и спустя некоторое время портретируемый перестанет реагировать на фотоаппарат и начнет улыбаться естественнее. Впрочем, иногда стоит попросить свою "жертву" закрыть глаза, расслабить мышцы лица, успокоить мимику. После такой "минуты молчания" человек начинает смотреть в кадр добродушнее и спокойнее, уходит напряжение.

Как делать хорошие фотографии детей?
Дети - самый непоседливый объект для съемки: на месте не стоят и в кадр не смотрят или, наоборот, принимаются позировать, застывая с неестественным выражением на лице (и с этим, кстати, бороться сложнее). Если вы хотите получить живые фотографии, не превращайте съемку в серьезный долгий процесс. Это должно стать просто игрой. Дети обожают куда-то залезть и оттуда выглядывать - ловите момент, а лучше поставьте на фотоаппарате серийную съемку. Пусть камера сделает десять кадров, из которых можно будет выбрать два с веселой мордашкой без высунутого от усердия языка. Второй совет, не обязательный: снимайте с уровня роста ребенка. Не просите непоседу поднять голову и посмотреть на вас, а присядьте на корточки.

Чем чаще вы будете именно ловить моменты, тем легче ребенок будет воспринимать сам факт съемки... и лучше позировать.
Если ребенку меньше двух лет, ни в коем случае не снимайте со вспышкой, если не хотите испортить ему зрение. Глаза маленького человечка еще очень плохо приспособлены к внезапному свету, поскольку зрачок сужается слишком медленно. Для съемки на улице лучше выбирать облачный день, поскольку в солнечную погоду вы получите фотографии недовольного личика. Но, пожалуй, главная рекомендация - фотографируйте много. Дети так быстро растут и меняются, а родители порой этого не замечают, и только фотографии цепко помнят каждое мгновение. Вроде прошел всего месяц - а ребенок уже другой.

Как получить хорошие кадры с экскурсионных прогулок?
Как правило, экскурсионные фотографии - это кадры, сделанные на бегу. И неважно, бежите ли вы сами по себе с путеводителем или же вас ведет торопливый гид. Справа - знаменитый мост, слева - неизвестный музей… обратите внимание на фасад. А этот памятник можно подержать за нос, говорят, приносит удачу... Редкие туристы не имеют при себе фотоаппарата, с которым они оглядывают новый город.
Понравилось что-то - фотографируют, не понравилось - щелкают друг друга на фоне. Кадры получаются уникальные, но большая часть из них отправляется в трэш, потому что снимки вышли нечеткими.

Сейчас мы говорим не о владельцах профессиональной техники, а скорее о тех, кто делает фотографии на простой цифровой аппарат. Несмотря на то, что у каждой камеры есть видоискатель, практически все фотографируют, глядя на ЖК-экран. Хорошо, если фотоаппарат держится двумя руками, - а если двумя пальцами? И нажатие кнопки "Спуск" сотрясает его корпус так, что это не может нивелировать ни один стабилизатор изображения. Найдите на своем фотоаппарате опцию "Задержка съемки". Ее нередко используют, когда хотят сфотографировать себя с друзьями, поставив камеру на парапет на улице. Так вот, здания и памятники не убегут, им все равно, сделаете ли вы кадр сейчас или через тридцать секунд - а фотография получится четче.
Ошибка номер два - фокусировка не на объект съемки, а на фон: в кадре улыбаются двое, а фокус просвистел между ними и остановился где-то вдали. Камера - глупая и будет пристально разглядывать только то, что находится РОВНО В ЦЕНТРЕ кадра. Это не значит, что с этой минуты вы будете создавать фотографии, где человек стоит посередине, как пень на поляне. Нет, современная техника позволяет сначала настроить фокус на нужный предмет легким нажатием спуска. После чего можно чуть подвигать камеру, построив кадр - и уже потом нажать спуск до конца.