На Главную Страницу
Девушка месяца
Художницы
Мурманск
Миссия
Телодвижение

Жмите на спусковую кнопку фотоаппарата так,
чтобы потом не было досады и разочарования
от бездарно-упущенных в "никуда" ярких моментов вашей жизни.
Сергей Марченко

Советы для тех, кто с фотоаппаратом
Вспомните, как много интересных и удивительных моментов вашей жизни вы упустили только потому, что у вас не было с собой фотоаппарата или потому, что оказались неумелым фотографом. Поэтому "фотик" должен быть всегда под рукой. А элементарные знания о процессе фотосъёмки, /даже в нетрезвом состоянии/, вы должны использовать на уровне "автопилота".
Многие из нас имеют в своих альбомах огромное количество фотографий, которые по качеству исполнения более достойны мусорного ведра, чем всеобщего удовлетворения и радости, от пережитых событий. И смотреть не интересно, и выбрасывать жалко.
Надеюсь, эти советы, собранные из собственного опыта и потверждённые другими источниками, помогут многим фотолюбителям, хотя бы немного повысить качество своего "исполнительского" мастерства. Хорошие кадры не только вызывают положительные эмоции, но и помогают окружающим людям взглянуть на вас совсем под другим ракурсом.

- Общие советы
- Держитесь ближе к объекту съемки
- Выбирайте простой фон
- Наилучшие условия освещения объекта
- Выбор объекта съемки
- Выбор точки съемки
- Роль переднего плана
- Крепко держите фотоаппарат в руках
- Пользуйтесь вспышкой
- Фотосъемка в отраженном свете вспышки
- Проблемы при съёмке

Общие советы
1. Покупая фототехнику в Мурманске, помните, что специализированных магазинов фототехники у нас нет, и по этой простой причине не старайтесь полностью доверять советам и рекомендациям продавцов. Многие из них некомпетентны по очень простым фотовопросам и судят о качестве продаваемого товара, руководствуясь весьма поверхностными знаниями. Помните всегда - им надо продать. А то, что вы получите в результате покупки - это уже ваши дальнейшие проблемы. Расчитывайте только на свою интуицию и знания, подчерпнутые из специализированных журналов, интернета и рекомендаций знакомых фотографов.

2. Если вас интересует качество получаемых снимков, то лучше приобрести технику размерами покрупнее. Помните, размер имеет значение. Чем аппарат больше, тем больше его функциональные возможности, /использование качественных объективов, вспышки и т.д./. Единственное неудобство большой техники - это то, что она занимает много места и неудобна при транспортировке.
Но, если качество фотографий вас интересует меньше всего, и фотоаппарат вы покупаете лишь для того, чтобы было удобно носить в кармане, то покупайте "мыльницу", а ещё лучше мобильный телефон со встроенным "фотоиздевательством" и начинайте смешить окружающих полученными фотоснимками.
Выбирая между "качеством" и "удобством", лично я предпочёл бы первое.

Цена фототехники не всегда прямо пропорциональна её качеству. Так как она часто формируется за счёт использования "имени" фирмы, а также ненужных функций, вроде записи звука и видео, которые к качеству фотосъёмки не имеют никакого отношения.

3. Положительными моментами при покупке являются:
- Желательно цифровая "зеркалка". Не менее 5-ти мегапиксел.
- "Сменность" объектива. Возможность сменить объектив в зависимости от условий и требований съёмки.
- Наличие "башмака" для "настоящей" вспышки, /а не встроенной/.
- Возможность функционирования фотоаппарата от сетевого адаптера.
- Возможность прикрепления батарейного блока.
- Наличие дополнительных аксессуаров /бленды, синхрокабеля, переходников, фильтра и т.д./
- Возможность без особых усилий в короткие сроки приобрести дополнительные аксессуары.

4. Постарайтесь не приобретать вспышку и аксессуары другого производителя. Полная их совместимость с фотоаппаратом обеспечивается только в сочетании с конкретной моделью. Большинство согласованных вспышек изготавливается производителями для использования с их собственными моделями. Некоторые универсальные согласованные вспышки, /например, фирмы "Sigma"/, с помощью специальных адаптеров, /или без них/, могут устанавливаться на фотоаппаратах других типов или производителей, однако это достигается за счет сокращения их функциональных возможностей по сравнению с использованием таких вспышек с камерами того же производителя.

5. Для того, чтобы в дальнейшем не испытывать трудностей в приобретении дополнительных аксессуаров. рекомендую приобретать продукцию более или менее "продвинутых" фирм. Многие "примочки" для фотоаппаратов, выпускаемых фирмами "второго" эшелона /для разнообразия ассортимента своей продукции/, вы при огромном желании не сможете купить не только в Москве, но и в Японии.

6. Покупая фотоаппарат, не забудьте взять его в руки. Он должен удобно лежать в руках. Сравнивая с художником, у которых руки заканчиваются кистями, у фотографа руки должны заканчиваться фотоаппаратом.

Держитесь ближе к объекту съемки
Фотография будет выглядеть лучше, если приблизиться к объекту съемки. Снимок, сделанный с близкого расстояния, позволяет удалить из кадра ненужные элементы фона, придает ему оттенок интимности, в то время как снимки с большего расстояния создают у зрителя ощущение отдаленности и глубины. Снимок с близкого расстояния акцентирует внимание зрителя на главном объекте съемки и выделяет мелкие детали, которые просто теряются и незаметны при съемке с большого расстояния.
Некоторые фотолюбители смотрят в видоискатель и постепенно отступают от объекта съемки, пытаясь скомпоновать более удачный кадр. Это не только опасно с точки зрения техники безопасности, но и отрицательно сказывается на композиции. Главный объект съемки при этом уменьшается в размерах, и в кадр включается множество второстепенных деталей, отвлекающих внимание зрителя от выбранного объекта. Это только загромождает снимок и сбивает с толку зрителя. Прежде чем сделать снимок, подумайте, насколько следует приблизиться к объекту, чтобы фотография получилась более четкой и интересной.
Смотря в видоискатель фотоаппарата, приближайтесь к объекту до тех пор, пока из кадра не исчезнут все второстепенные детали, не имеющие к нему никакого отношения. Лучше правильно скомпоновать кадр в момент съемки, чем кадрировать его в "Фотошопе". Для получения наилучшего качества при увеличении следует максимально использовать всю площадь кадра. Чем больше размер изображения в кадре, тем меньшую степень увеличения следует использовать, чтобы обеспечить высокое качество отпечатка. Старайтесь заполнить всю полезную площадь кадра. Приближение к объекту в момент съемки дает зрителю ощущение присутствия в снятом сюжете.
Проверьте по инструкции, с какого минимального расстояния можно снимать с помощью вашего фотоаппарата. Большинство компактных фотоаппаратов /"мыльниц"/ не позволяют снимать ближе, чем 1,2 метра.

Выбирайте простой фон
Простой фон не отвлекает внимание от главного объекта съемки. Фотографии при этом получаются более выразительными. Старайтесь располагать объект съемки на спокойном без излишних деталей фоне, а если это невозможно, то выбирайте точку съемки таким образом, чтобы детали заднего плана оказались за границами кадра. Фон может "сделать" или, наоборот, испортить снимок. С одной стороны, фон может украсить композицию и передать настроение снимаемого сюжета. С другой стороны, он может скрыть основной объект съемки. Пестрый фон или другие нежелательные элементы, выглядывающие из-за объекта съемки, не позволяют разглядеть объект и портят фотографию.

Старайтесь избавиться от элементов заднего плана, которые по зрительному ощущению конкурируют с основным объектом. Многочисленные элементы второго плана испортят впечатление даже от хорошо задуманного снимка. Самый простой и проверенный способ - съёмка на фоне растительности или неба.
Прежде, чем нажать спусковую кнопку затвора, внимательно посмотрите на то, что находится за объектом на заднем плане. Нет ли там посторонних предметов или того, что не имеет никакого отношения к снимаемому сюжету и отвлекает внимание зрителя?

Наилучшие условия освещения объекта
Хорошее освещение снимаемой сцены делает снимки более интересными, объемными, обеспечивает получение ярких насыщенных цветов и выделяет сюжетно важный элемент кадра.
Некоторые фотолюбители с удивлением узнают, что затянутое облаками небо создает наилучшие условия освещения для съемки людей. Яркое солнце вынуждает людей щуриться, закрывать глаза и создает резкие тени на лице. А в пасмурную погоду, наоборот, освещение настолько мягкое, что лица выглядят плоскими, поскольку практически полностью отсутствуют тени. Фотоснимки людей, находящихся у окна, через которое в комнату поступает солнечный свет, будут наиболее удачными, если яркий свет не падает непосредственно на предмет съемки.

Фотосъемка вне помещения в вечернее время довольно проста, так как позволяет получить отличные результаты. Хорошее время для съемки вне помещения в вечернее время - это время перед наступлением полной темноты, когда небо все еще остается темно-синим. Глубокие насыщенные цвета неба в сумерках создают превосходные фон для снимаемых сюжетов. Типичный сюжет, как правило включает темный объект, окруженные небольшими светлыми участками. Это идеальные естественные условия освещения, которые можно использовать для съемки без вспышки. В эту категорию объектов можно включить подсвеченные здания и витрины магазинов. Равномерно освещенными также считаются спортивные состязания, проводимые в вечернее время.

Не направляйте объектив фотоаппарата на ярко освещенные участки сцены /даже на настольную лампу/.
Для создания эффектных снимков используйте сочетание дневного света, уличного освещения и света вспышки.

Выбор объекта съемки
При выборе сюжета учитывайте роль цвета. Цвет привлекает внимание зрителя и помогает ему найти особенно важную деталь сюжета. Наибольший интерес вызывают, как правило, теплые тона - красные, оранжевые и желтые. Лучше всего выбрать единственную наиболее важную деталь снимаемого сюжета. Вместе с тем, объектов в снимаемом сюжете может быть несколько. Вы можете включить в сюжет второй интересный объект, но должны при этом убедиться в том, что его появление не отвлечет внимание зрителя от главного объекта съемки. Основной объект съемки должен занимать доминирующее положение в кадре, а все остальные объекты - второстепенное. Если не хотите, чтобы снимаемые сюжеты казались статичными, попросите тех, кого вы снимаете, чем-нибудь заняться. В этом случае с их лиц исчезнет напряженность, они будут выглядеть раскованными и естественными.

Выбор точки съемки
Хороший результат фотосъемки в значительной степени определяется правильным выбором точки съемки /ракурсом/. Старайтесь не размещать основной объект съемки в центре кадра. Если основной объект находится в центре композиции, он выглядит неподвижным и неинтересным. Ничего страшного, если сюжетно важная деталь снимка окажется несколько смещенной относительно центра кадра /центра поля зрения видоискателя/. Напротив, смещение основного объекта съемки относительно центра придаст снимку большую динамичность и визуальную привлекательность. Иногда смещение фотоаппарата лишь на несколько десятков сантиметров может существенным образом изменить всю композицию кадра. Выбор низко расположенной точки при съемке людей в действии значительно усиливает динамичность кадра и делает его более живым. Исключением из этого правила может быть портретная фотосъёмка и съёмка натюрмортов.

Всегда старайтесь отыскать в сюжете ключевые элементы, объединяющие композицию в одно целое.
Используйте направляющие линии, чтобы привлечь внимание к вашим фотографиям. Выбирайте точку съемки таким образом, чтобы линии снимаемого сюжета притягивали внимание зрителя к основному объекту съемки. Такими линиями может стать лента дороги или тень от предмета. Дороги включаются в кадр довольно часто, но лишь правильный выбор точки съемки может превратить их в ключевой элемент, уводящий зрителя вглубь кадра.
Фотографируя какой-либо объект, не следует поступать примитивно - просто приблизиться к нему и щелкнуть затвором. Желательно обойти его вокруг, взглянуть на него под разными углами и выбрать наиболее удачный ракурс /угол, под которым фотоаппарат направлен на объект съемки/. Выбрав необычный ракурс, вы сможете сделать эффектный снимок всем известной достопримечательности, которую зрители уже видели сотни раз.

Всегда думайте о том, где находится линия горизонта. Избегайте деления кадра линией горизонта точно пополам. Если вы хотите сделать акцент на объемность сюжета, располагайте линию горизонта как можно ниже. Особенно это относится к снимкам, на которых в виде фона присутствует небо, покрытое белыми пушистыми облаками. Если же вы хотите подчеркнуть ограниченность и замкнутость пространства, размещайте линию горизонта выше середины кадра. Другой важной особенностью, которую легко упустить, является контроль положения линии горизонта относительно нижней границы кадра. Прежде чем нажать спусковую кнопку затвора, убедитесь в том, что линия горизонта строго параллельна нижней границе кадра.

Роль переднего плана
Включайте в кадр элементы переднего плана. Снимая городской или лесной пейзаж, старайтесь включить на передний план кадра какой-либо предмет. Элементы переднего плана придают снимку пространственную глубину и объем. Чтобы снимок был более интересным, размещайте сюжет внутри естественной рамки.
Для придания снимку дополнительного измерения, компонуйте сюжет внутри естественной рамки, образованной элементами переднего плана, такими как ствол дерева, ветви с листвой или оконная рама. Попытайтесь выбрать рамку таким образом, чтобы она сочеталась со снимаемым сюжетом. Рамки на переднем плане создают ощущение пространственной глубины и вызывают естественный интерес у зрителя. Контролируйте глубину резкости вашего объектива, чтобы элементы переднего плана и остальные детали снимаемой сцены были в фокусе. При съемке персонажей на театральной сцене избегайте размытого переднего плана, поскольку это отрывает персонажей от деталей окружающей обстановки. Однако в других случаях, таких как неформальный портрет, размытый передний план подчеркивает главный объект съемки.
Съемка через естественную рамку придает фотографии объемность и глубину. Подобного эффекта невозможно добиться другим способом. Добавьте естественное обрамление для ваших снимков.

Крепко держите фотоаппарат в руках
Иногда хорошие снимки оказываются испорченными из-за несоблюдения элементарных требований. Неподвижность фотоаппарата в момент нажатия спусковой кнопки затвора является основным условием получения четких снимков. Нажимайте спусковую кнопку плавно, без рывков. Помните о том, что даже незначительное смещение фотоаппарата в момент съемки приведет к смазыванию изображения. Для обеспечения неподвижности фотоаппарата используйте любую опору - стену, ствол дерева или штатив.

Пользуйтесь вспышкой
Вы можете улучшить качество фотографий, если воспользуетесь всеми преимуществами фотовспышки, встроенной в большинство компактных фотоаппаратов. Она подсвечивает объект при съемке в помещении с недостаточным освещением и позволяет избежать смазывания изображения при съемке динамичного сюжета на открытом воздухе.
Убедитесь в том, что расстояние до объекта съемки не превышает дальности действия фотовспышки. Только при этом условии объект будет хорошо освещен. Как правило, вспышка компактного любительского фотоаппарата действует в диапазоне от 1,5 до 4 метров.
Фотовспышка может улучшить качество фотографий, снятых в помещении или на улице. Съемка со вспышкой вне помещений смягчит тени и сделает цвета более яркими.

Автономная вспышка
Если Ваш фотоаппарат снабжён "башмаком" для установки дополнительной вспышки, то вам крупно повезло. Даже, не используя все технические приёмы и возможности автономной вспышки, качество ваших снимков моментально поднимется на более высокий и качественный "профессиональный" уровень. Высокая мощность автономных /дополнительных/ вспышек обеспечивает дополнительные преимущества за счет расширения технических приемов работы со вспышкой. Электронная вспышка - это " кусочек" дневного света, который можно взять с собой куда угодно. По спектральному составу свет от электронной вспышки напоминает дневной. Дополнительным преимуществом электронной вспышки является то, что длительность светового импульса от вспышки настолько мала, что никакое смещение объекта съемки или сотрясение фотоаппарата при срабатывании затвора не приведет к смазыванию изображения. Очень малая длительность светового импульса вспышки обеспечивает возможность съемки динамичных сюжетов.

Фотосъемка в отраженном свете вспышки
Самый простой и быстрый способ фотосъемки со вспышкой - это съемка со вспышкой, установленной на фотоаппарате. Если вы хотите, чтобы фотографии выглядели более профессионально, то воспользуйтесь описанными ниже способами съемки со вспышкой.
Этот способ заключается в том, что свет вспышки направляется в потолок или на стену и на объект падает отраженный свет вспышки. При этом освещение объекта получается мягким и равномерным и напоминает условия освещения при съемке вне помещения в пасмурную погоду. Применение отраженного света вспышки особенно рекомендуется при съемке в больших по площади интерьерах или при съемке групповых портретов. Такой способ съемки позволяет осветить большую площадь более равномерно, чем при использовании направленного света вспышки. Если съемка производится на цветную пленку, убедитесь, что вспышка направлена на потолок или стену белого цвета. В противном случае в отраженном свете будет доминировать какой-либо посторонний цветовой тон. Наконец, белый цвет - сам по себе очень хороший отражатель.
Вспышки, рассчитанные для подсветки объекта отраженным светом, могут наклоняться или вращаться вокруг своей оси. Это дает возможность снимать сюжеты в отраженном от потолка или стен свете как при горизонтальной, так и при вертикальной ориентации фотоаппарата. Вспышки с возможностью вращения головки в горизонтальной плоскости позволяют направлять свет на стену.
При съемке в отраженном свете вспышки теряется около 50% ее эффективности. Если освещенность недостаточна, необходимо увеличить отверстие диафрагмы или приблизиться к объекту съемки.
Если же вы используете автоматическую вспышку, не оснащенную шарнирным устройством наклона или поворота, то единственный способ съемки в отраженном свете состоит в том, чтобы снять вспышку с фотоаппарата и направить ее свет на стену или потолок.

Съемка со вспышкой, находящейся вне фотоаппарата, делает предметы объемными или трехмерными.
Кроме того, такая вспышка создает интересные световые эффекты на объекте.
Люди кажутся более реальными, если на снимке проявляется текстура и форма деталей лица.
Установив вспышку в стороне и правильно выбрав угол наклона вспышки, можно отделить объекты от фона и приглушить тени, возникающие при съемке.

Яркое солнечное освещение объектов часто создает глубокие тени, скрывающие важные детали. С помощью вспышки можно высветлить эти тени. При этом вспышка создает так называемое "заполняющее" освещение.
"Заполняющий" свет при принудительном включении вспышки особенно полезен для высветления теней на лицах людей. Положительным моментом такого способа использования вспышки при съемке людей является то, что их можно отвернуть от солнца, чтобы они не щурились.
Использование вспышки всегда предпочтительнее, чем съемка без вспышки вообще.

Проблемы при съёмке
1. Нечеткие размытые снимки.
Причина: слишком велика выдержка.
При съемке быстро движущихся объектов старайтесь выбирать максимально короткую выдержку.
Неправильное обращение с фотоаппаратом при съемке. Убедитесь в том, что вы крепко держите фотоаппарат в руках и плавно нажимаете спусковую кнопку.
Неправильно установлен фокус. Убедитесь в том, что вы фокусируете объектив точно на объект съемки.
Объектив загрязнен. Следите за тем, чтобы объектив был чистым. Удаляйте пыль мягкой кисточкой или сдувайте ее грушей.

2. Снимок - слишком светлый или слишком темный.
Причина: неправильно установлены выдержка, диафрагма. Светлые - вспышка слишком близко к объекту. Темные - вспышка слишком далеко от объекта. Ошибка в установке чувствительности /ISO/ в фотоаппарате или на вспышке. Проверьте правильность установки значения светочувствительности на фотоаппарате или на панели вспышки. Значение диафрагмы выбрано неправильно.

3. Некоторые участки изображения на снимке - темные.
Причина: палец фотографа закрыл часть объектива. Перед нажатием спусковой кнопки убедитесь в том, что ваш палец или рука не заслоняет объектив. Перед объективом оказался ремешок или чехол от фотоаппарата.

4. На снимках доминирует какой-либо необычный цветовой тон.
Причина: неправильно выбран тип освещения объекта. Просроченная плёнка.
Свет вспышки был отражён от поверхности, имеющей не белый цвет.

5. На снимках светлые штрихи и пятна.
Причина: прямые лучи от источника света попали в объектив. Не снимайте в направлении солнца или других ярких источников света.

6. Вспышка - слишком слабая или не работает.
Причина: электронная вспышка не успела полностью зарядиться. Дайте вспышке зарядиться полностью /загорается индикатор готовности/. Замените батарейки. Разряжена батарейка. Плохой контакт между вспышкой и фотоаппаратом.

7. Зрачки людей или животных - ярко-красные.
Причина: вспышка слишком близко расположена от объектива, и в него попадает свет вспышки, отраженный от сетчатки глаза и преломленный хрусталиком. Полностью выключите комнатное освещение. По возможности удалите вспышку от объектива, увеличьте расстояние от вспышки до объекта съемки. Попросите снимаемых людей смотреть не прямо в объектив, а немного в сторону. В крайнем случае, пользуясь "Фотошопом", вы сможете раскрасить глаза в любой цвет.

8. Светлые блики на снимках, сделанных со вспышкой.
Причина: вспышка направлена на отражающую поверхность фона. Выберите такое положение, чтобы плоскость отражающей поверхности /зеркала, стены, очков/ составляла с направлением на вспышку острый угол.

P.S. Надеюсь, что применяя вышеперечисленные советы и рекомендации в своей практической деятельности, вы сможете добиться в своём творчестве более качественных результатов и получите от увлекательного процесса фотосъёмки гораздо большее удовольствие.
Успехов Всем, кто с фотоаппаратом и тем, кто собирается взять его в руки.

Интеллектуальная собственность. При перепечатке требуется согласие автора